Артикуляционная гимнастика. Бережная О.В.
методическая разработка по логопедии на тему
Авторсктие методические разработки комплексов артикуляционной гимнастики по лексическим темам
Скачать:
Предварительный просмотр:
Авторские разработки комплексов артикуляционной гимнастики по лексическим темам.
Всем известно, что развитие у дошкольников-логопатов артикуляционной моторики чрезвычайно важно. Но как вызвать у ребят интерес к выполнению артикуляционной гимнастики? Я нашла решение! При организации подгрупповых коррекционно-логопедических занятий я использую разработанные мной комплексы по изучаемым лексическим темам. Поэтому каждую неделю дети моей группы слушают и «показывают» новую сказку о Весёлом Язычке. Предлагаю вашему вниманию некоторые из моих авторских разработок.
Желаю вам творческих успехов!
Сказки о Весёлом Язычке.
Лексическая тема «Одежда»
Общая артикуляционная гимнастика «Язычок покупает одежду».
Однажды Язычок решил
Лексическая тема «Обувь»
Общая артикуляционная гимнастика «Язычок покупает себе обувь».
Лексическая тема «Игрушки»
Общая артикуляционная гимнастика «Язычок играет».
Язычок очень любит играть. Поэтому у него много игрушек: деревянная лошадка (упр-е «Лошадка»), пластмассовые лопатки, чтобы играть с песком (упр-е «Лопатка»), дудочка (упр-е «Трубочка» из губ), на которой Язычок любит наигрывать разные мелодии. Ещё у Язычка есть круглый резиновый мяч (облизывание губ по кругу, при этом рот широко открыт), с которым он играет в футбол (упр-е «Футбол»), гармошка (упр-е «Гармошка») и барабан (упр-е «Барабанчик»).
Язычок часто приглашает к себе друзей, чтобы вместе с ними поиграть с его игрушками.
Лексическая тема «Посуда»
Общая артикуляционная гимнастика «Язычок принимает гостей ».
Язычок очень любил принимать гостей и угощать их чаем. Но для этого ему была нужна посуда. Поэтому он пошёл в магазин и купил розовые чашки и глубокие тарелки (упр-е «Чашечка). Из чашек Язычок с гостями пил чай и молоко, а из тарелок ел суп и кашу. Когда еда была горячей, Язычок дул на неё (дуют на широкий язык, не раздувая щёк).
Язычок купил также сковородку, на ней он пёк блины, которые очень любил (упр-е «Блинчик»).
Язычок часто приглашал в гости друзей. Они любили приходить к нему, хвалили угощение, иногда даже облизывались от удовольствия. (широким языком облизать верхнюю губу движением сверху вниз 5-10 раз; рот открыт – упр-е «Вкусное варенье»).
Лексическая тема «Мебель»
Общая артикуляционная гимнастика «Мебель в доме Язычка».
В каждом доме есть мебель. Вот и в доме Язычка она тоже есть. В комнате стоит большой стол. Когда приходят гости, Язычок передвигает его на середину комнаты (упр-е «Катушка»). Вокруг стола стоят стулья (упр-е «Чистим нижние зубки»). В дальнем конце комнаты стоят кресла (касания языком последних нижних зубов). Над креслами висят светильники (касания языком последних верхних зубов). Но самый высокий предмет мебели – это шкаф. Он достаёт до самого потолка (касание кончиком языка альвеол, кончик языка при этом должен быть острым).
Лексическая тема «Транспорт»
Общая артикуляционная гимнастика «На пароходе».
Язычок очень любил смотреть по телевизору разные фильмы. Особенно ему нравился фильм о капитане дальнего плавания, который командовал огромным пароходом. Этот пароход гудел так: Ы-Ы-Ы-Ы-Ы…На пароходе плыли много людей и каждый из них занимался своим делом: матросы мыли палубу (движения кончиком языка внизу, под язычком) и чистили борта корабля (упр-е «Чистим нижние зубы»), повар готовил вкусный обед и разливал его по тарелкам (упр-е «Чашечка») пёк блины (упр-е «Блинчик») и намазывал их вкусным вареньем (упр-е «Вкусное варенье»), заваривал чай. Чай был таким горячим, что на него приходилось дуть (дуть на широкий язык, не раздувая щёк). А вот сам капитан выполнял самую важную работу – он стоял у штурвала и вращал его в разные стороны (широко открыть рот и облизать губы по кругу сначала в одну, потом в другую сторону), чтобы не сбиться с правильного курса.
Лексическая тема «Профессии. Швея»»
Общая артикуляционная гимнастика «Язычок в ателье».
Язычок часто выходил на прогулку из своего домика на улицу. Он смотрел налево, направо (упр-е «Маятник») и видел, что все люди носят одежду. Язычок часто думал о том, кто же её делает. И вот однажды друзья рассказали ему, что одежду шьют в ателье или на специальных фабриках. Тогда Язычок решил сходить в ближайшее ателье и посмотреть, как шьют одежду. Прийдя в ателье, он увидел, что там работают швеи или портные. У них на столах Язычок увидел отрезы ткани (упр-е «Блинчик»), катушки с нитками (упр-е «Катушка»), иголки (упр-е «Иголочка»), мел, которым они обводили лекала на ткани (упр-е «Чистим верхние и нижние зубы»), ножницы, которыми швеи вырезали выкройки (облизывание языком губ по кругу при широко открытом рте в одну и другую стороны). И тогда Язычок понял, что профессия швеи очень сложная и нужная для всех людей. Ведь все люди носят одежду.
Лексическая тема «Профессии в детском саду»
Общая артикуляционная гимнастика «Язычок в детском саду».
Однажды Язычок решил прийти в детский сад и посмотреть, кто в нём работает. За забором (упр-е «Заборчик»), во дворе детского сада Язычок увидел дворника. Она подметала дорожки (упр-е «Маятник»). Когда Язычок зашёл в здание, он встретил помощника воспитателя. Она вытирала пыль на подоконнике (упр-е «Чистим нижние зубы») и на окнах (упр-е «Чистим верхние зубы»). В группе Язычок увидел воспитателя. Она играла с детьми в настольную игру «Футбол» (упр-е «Футбол»). В кабинете медсестры Язычок заметил шприцы с острыми иголками (упр-е «Иголочка»). В зале музыкальный руководитель учила детей играть на гармошках (упр-е «Гармошка») и барабанах (упр-е «Барабанчик»). В кухне работали повара. Они пекли блинчики (упр-е «Блинчик») и намазывали их вкусным вареньем (упр-е «Вкусное варенье»). В прачечной прачка стирала бельё в больших стиральных машинах (облизывание губ по кругу в обе стороны), а потом гладила его горячим утюгом (упр-е «Болтушка»).
Вот так Язычок побывал в детском саду и увидел, какую важную и нужную работу выполняют все его сотрудники.
Лексическая тема «Профессии на стройке»
Общая артикуляционная гимнастика «Язычок на стройке».
Язычок любил часто выходить на прогулку. Там он наблюдал за происходящим вокруг и видел, что недалеко строится новый дом. Язычку очень нравилось смотреть на то, как люди трудятся на стройке. Крановщик управлял краном и поднимал грузы на верхние этажи (упр-е «Язычок тянется к носу»), а затем кран вновь опускался к земле за новым грузом (упр-е «Язычок тянется к подбородку»), маляры разводили краску и красили потолки (упр-е «Маляр»), штукатуры выравнивали стены (упр-е «Футбол»), экскаваторщики копали котлованы (упр-е «Кошка лакает молоко»), стекольщики вставляли стёкла в окнах верхних и нижних этажей нового дома (упр-е «Чистим верхние и нижние зубы»). Строители работали дружно, поэтому новый дом был готов очень скоро.
Лексическая тема «Защитники Отечества»
Общая артикуляционная гимнастика «На военном корабле».
Лексическая тема «Весна».
Общая артикуляционная гимнастика «Весенняя прогулка Язычка».
Однажды утром Язычок выглянул из своего домика и понял, что наступила весна. Он посмотрел на небо (упр-е «Язычок тянется к носу») и увидел, что солнце стало светить ярче. Под его тёплыми лучами снег на земле начал таять, и то тут, то там появились проталинки (упр-е «Ребро»). На крышах висели огромные сосульки (упр-е «Чистим верхние зубки»), с них капала вода прямо на землю (движения языка под нижними зубами) и стучала так: д-д-д-д-д (упр-е «Барабанчик»). Одна из капель попала в проходившую мимо кошку. Кошка испугалась и выгнула спину (упр-е «Кошка сердится»).
День становился длиннее и теперь Язычок мог подольше оставаться на улице. Он катался на качелях (упр-е «Качели»), играл в футбол (упр-е «Футбол»), бегал с друзьями наперегонки вокруг своего домика (облизывать языком губы при широко открытом рте). Язычок очень любил весенние прогулки.
Лексическая тема «Весенние работы».
Общая артикуляционная гимнастика «Язычок на даче».
Язычок очень любил приезжать весной на дачу. Там в это время много работы: нужно вскопать лопатой землю (упр-е «Кошка лакает молоко»), потом граблями разрыхлить её (упр-е «Вкусное варенье») и сделать грядки. На грядках нужно посеять семена овощей (упр-е «Посчитаем языком верхние и нижние зубы»): морковки, свёклы, помидоров, гороха, фасоли. Стволы деревьев нужно побелить, чтобы защитить их от вредных насекомых (упр-е «Качели на губы» и «Маляр»).
Лексическая тема «Аквариумные рыбки»
Общая артикуляционная гимнастика «Язычок наблюдает за рыбками».
Как вы уже знаете, Язычок часто приходил в детский сад. Он даже помогал детям ухаживать за комнатными растениями. В уголке природы был также и аквариум, в котором плавали разноцветные рыбки. Все рыбки были очень разными. У вуалехвоста был красивый длинный хвост (упр-е «Язычок тянется к подбородку»), у меченосца хвост был острым, как меч (упр-е «Иголочка»). Отличались рыбки и размерами: одни были большими, другие – маленькими. Но всё же рыбки были похожи друг на друга. У всех у них была голова (облизывание губ круговыми движениями, рот приоткрыт), туловище, хвост, двигая которым рыбки поворачиваются в разные стороны (упр-е «Болтушка»). Ещё у рыбок есть плавники на спине (упр-е «Чистим верхние зубы»), и на животе (упр-е «Чистим нижние зубы»). Тело всех рыбок покрыто чешуйками, все они умеют плавать (упр-е «Маятник»). Язычок очень любил наблюдать за аквариумными рыбками..
Лексическая тема «Овощи. Огород»
Общая артикуляционная гимнастика «Язычок в огороде»
Однажды Язычок вышел из своего домика погулять (высунуть язык и удерживать его по средней линии в течение 3-5 секунд). Он посмотрел по сторонам (упр-е «Маятник») и увидел, что за забором (упр-е «Заборчик») его соседи работают в своём огороде. Они вырывали сорную траву (рот открыт, высунутым языком делать движения вверх-вниз, не касаясь верхней губы и подбородка), собирали крупные сочные помидоры и хрустящие огурцы в корзины (упр-е «Чашечка»), поливали из шланга морковь и капусту (холодная струйка воздуха «стекает» посередине языка, кончик которого упирается в основание нижних передних зубов; губы в улыбке – упражнение «Водичка»). Язычок решил помочь соседям и с удовольствием поработал вместе с ними.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Важность проведения артикуляционной гимнастики.
Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики.
Для чего нужна артикуляционная гимнастика.
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик.
Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.
Источник
Артикуляционная гимнастика для детей
Каждый родитель желает своему ребенку красивой и правильной речи. Один из ее признаков — четкое и чистое звукопроизношение.
Для того, чтобы научить ребенка хорошему, качественному произношению, родителям стоит обратить внимание на артикуляционную гимнастику.
В этой статье мы описываем виды артикуляционных упражнений и требования к их проведению. Рассказываем о том, как подобрать для ребенка комплекс артикуляционной гимнастики в зависимости от задач (например, научить произносить звук Р или увеличить подвижность губ и языка) и возраста (от 2 до 7 лет) и поясняем, как сделать занятия увлекательными и интересными.
Что такое артикуляционная гимнастика для детей
Артикуляционная гимнастика — это упражнения для тренировки языка, губ, щек и нижней челюсти. Именно эти органы отвечают за четкое и правильное произношение звуков и слов.
Артикуляционные упражнения повышают подвижность органов речи, увеличивают силу их движений, а также помогают ребенку запомнить правильное положение языка и губ. С помощью артикуляционной гимнастики формируется правильное «автоматическое» произношение.
Данная гимнастика состоит из статических и динамических упражнений.
Статические упражнения направлены на неподвижное удержание языка, щек и губ в правильном положении. Это способствует укреплению мышц артикуляционного аппарата.
Динамические упражнения развивают у артикуляционных органов подвижность, гибкость и координацию, необходимые для беглой речи. Это достигается за счет многократных повторений определенных положений языка и губ.
В каких случаях необходима артикуляционная гимнастика
Чтобы помочь малышу быстрее освоить звукопроизношение, родители могут заниматься с ним дома самостоятельно.
При этом важно соблюдать требования к выполнению упражнений, чтобы не навредить речи ребенка. И, конечно, нужно подбирать артикуляционный комплекс соответственно возрасту и возможностям малыша.
Обычно детям в 1, 5 — 2 года рекомендуют посетить логопеда. Специалист уточнит, соответствует ли норме речевое развитие малыша, присутствуют ли нарушения речи. Он может посоветовать комплекс упражнений артикуляционной гимнастики, по которому родители смогут сами проводить занятия с ребенком.
Логопеды работают и в детском саду. На занятиях они исправляют нарушенное звукопроизношение у ребенка и улучшают артикуляцию. Родителям стоит тренироваться с ребенком дома, закрепляя эффект от занятий со специалистом.
Правила проведения артикуляционной гимнастики
Для того, чтобы гимнастика приносила свои результаты, важно соблюдать ряд правил.
Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики для отработки основных движений языка и губ
В четком и правильном произношении огромную роль играют язык и губы. От их подвижности, натренированности и гибкости зависит умение держать органы речевого аппарата в нужном положении, а, значит, и правильно произносить звуки.
Комплекс для развития мышц губ
Комплекс для развития мышц языка
Комплекс для развития мышц щек
Комплексы артикуляционных упражнений для отдельных групп звуков
Комплекс упражнений для свистящих звуков (с, з, ц)
Комплекс упражнений для шипящих звуков (ш, щ, ч, ж)
Комплекс упражнений для сонорных звуков (р, л)
Артикуляционная гимнастика по возрастам
Артикуляционная гимнастика в 2 года
В этом возрасте можно делать самые простые артикуляционные упражнения, не дольше 5-7 минут.
Малышам будет особенно интересно заниматься, если взрослый расскажет забавный стишок про язычок или покажет подходящую картинку, при этом задорно выполняя упражнение.
Можно попробовать такие задания.
Артикуляционная гимнастика в 3-4 года
В этом возрасте комплекс упражнений можно немного усложнить. Но он должен оставаться коротким по времени, и в нем нужно чередовать статические и динамические упражнения.
Артикуляционная гимнастика в 5-7 лет
К этому возрасту артикуляционный аппарат ребенка достаточно развит, поэтому упражнения могут занимать большее время, чем раньше. Можно оставить предыдущий комплекс упражнений и дополнить его следующими, усложненными, заданиями.
Рекомендуем:
«Веселая артикуляционная гимнастика» Н.А. Нищевой.
Это пособие считается одним из самых востребованных у логопедов и родителей. Здесь представлены артикуляционные упражнения с подробным описанием действий, наглядное изображение положений губ и языка, а также стихотворения и иллюстрации по теме упражнения. Детям наверняка понравится выполнять артикуляционную гимнастику в компании книжных щенка, слоненка или бегемотика.
«Веселая артикуляционная гимнастика»
Веселый бегемотик
Веселый щенок
Артикуляционная гимнастика в стихах
Существуют стихотворения для занятий артикуляционной гимнастикой. Они помогают разнообразить артикуляционные комплексы и привлекают внимание ребенка. Например:
К упражнению «Маятник»:
Тик-так, тик-так.
Ходят часики – вот так!
Влево тик, вправо так.
Ходят часики – вот так!
К упражнению «Варенье»:
Нашей Маше очень смело
На губу варенье село.
Нужно ей язык поднять,
Чтобы капельку слизать.
К упражнению «Чистим зубки»:
Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.
К упражнению «Пароход»:
Вывожу язык вперед.
Закушу его — и вот:
«Ы» — так гудит пароход.
Также стоит найти историю о Язычке, с которым происходят приключения. Например, один из вариантов есть в книге Анищенковой Е.С. «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов». Малышам будет интересно «помогать» Язычку скакать на лошадке или стучать молоточком по заборчику.
Расстелил половичок
На крылечке Язычок.
Взял он клещи,
Взял топор
И пошел чинить забор.
Д – д – д – д – д – д – стучит молоточек
Т – т – т – т – т – т – вот забит гвоздочек.
Книжки для родителей с артикуляционной гимнастикой
Чтобы научить ребенка правильно и четко произносить звуки, очень полезнос ним заниматься артикуляционной гимнастикой.
Для того, чтобы занятия дали максимальный эффект, нужно соблюдать ряд вышеуказанных правил и требований при выполнении упражнений.
Важно подобрать артикуляционный комплекс, учитывающий возраст ребенка и задачи, которые необходимо решить (укрепить мышцы языка или научить произносить шипящие звуки и т.д.).
Огромное значение имеет интерес малыша к занятиям и ощущение успеха.
Выполняя советы и упражнения, которые мы привели в этой статье, ребенок обязательно научится выговаривать звуки четко и правильно.
Источник
Картотека артикуляционной гимнастики
картотека по логопедии (подготовительная группа) по теме
Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Зубки все мои видны –
От краев и до десны.
Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и
верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние
и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Я слегка прикрою рот,
Губы – «хоботом» вперед.
Как при долгом звуке: у-у-у.
Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их
Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в
таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Ротик широко открыт,
Язычок спокойно спит.
Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.
Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.
Хобот вытянул слоненок.
Вот зевает бегемот,
Широко открыв свой рот.
Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.
5. «Любопытный язычок»
Вот и вышел на порог
Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.
Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот
остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.
Цель: отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать
подвижность и укреплять мышцы губ.
Описание: Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает
её на место. Упражнение выполняется до 10 раз.
Губку верхнюю подняв,
Замер зайчик, зубки сжав.
Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.
Описание: Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская
её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.
Рот прикрою я немножко,
Губы сделаю «окошком».
Зубки рядышком стоят
И в окошечко глядят.
Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ.
Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.
9. «Язык здоровается с подбородком»
Долго спать он не привык.
И спросил у подбородка:
— Эй, какая там погодка?
Цель: отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении).
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.
10. «Язык здоровается с верхней губой»
Улыбнись, не будь груба,
Здравствуй, верхняя губа!
Цель: отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать
его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связке (уздечки), если
Описание: Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка
на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот.
За нижнюю губку заложен язык –
Из зеркала смотрит мартышкин двойник.
Цель: отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.
Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и
нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд.
За верхнюю губку заложен язык –
Бульдог уступать никому не привык.
Цель: тренировать подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.
Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и
верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.
Обезьянка и бульдог –
Всем покажет язычок.
Цель: укреплять мышцы языка и губ, развивать подвижность языка. Тренировать способность к переключению с одной позиции на другую (низ – верх).
Описание: Ребёнок в спокойном темпе попеременно выполняет упражнения «Обезьянка» и «Бульдог».
Языком давить стараюсь,
В щеку сильно упираюсь.
Раздалась моя щека,
Как мешок у хомяка.
Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.
Мой язык совсем не глуп –
Ходит кругом возле губ.
Цель: развивать произвольные движения языка, укреплять его мускулатуру и развивать его подвижность. Самомассаж мышц губ и щек.
Описание: Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под
нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по
5-6 кругов в одну и другую сторону.
Вот толстяк – надуты щеки
И, наверно, руки в боки.
Вот худышка – щеки впали:
Видно, есть ему не дали.
Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений.
Описание: Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд.
17. «Шарики» (поочерёдное надувание щёк)
Шарик слева, шарик справа,
Есть у нас одна забава:
В щеки дуем – чередуем,
То в одну, а то в другую.
Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться.
Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую
щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.
Щеки надую и выпущу пар,
И запыхчу, как большой самовар.
Цель: укреплять мускулатуру губ и щек.
Описание: Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося «Пых!».
19. «Шлёпаем губами по языку»
А теперь уж не зубами –
Цель: расслаблять мышцы языка путем самомассажа (пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпать его губами, произносить: «па-па-па». Рекомендуем поэтапное выполнение упражнения:
Улыбаюсь, рот открыт:
Там язык уже стоит.
К зубкам подняты края –
Цель: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме
21. «Вкусное варенье»
Как будто варенье лежит на губе –
Слижу его «чашечкой» в ротик себе.
Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот,
не разрушая «чашечку».
22.«Ступеньки » ( Чередование «чашечка» на верхней
губе – «чашечка» на верхних зубах – «чашечка»
Цель: удерживать язык в форме чашечки, развивать его подвижность. Укреплять мускулатуру языка. Вырабатывать умение менять положение языка, не разрушая «чашечку».
Описание: Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на
верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние
зубы. Удерживать в каждом положении 3-5 секунд.
23. «Фокус» («Дуем с чашечки»)
Я «чашку» выведу вперед,
И теплый воздух обдает
Мой носик, например.
Цель: направлять воздушную струю по середине языка и вверх, удерживая язык в форме чашечки на верхней губе.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край
языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.
Широко открыт мой рот,
Ходит «чашка» взад-вперед.
Цель: производить движения языком в форме чашечки, не разрушая ее. Развивать мускулатуру и подвижность языка.
Описание: Придать языку форму «чашечки» и двигать его: выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разбирая «чашечки».
25. «Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны)
Зубы верхние – смотри:
Чищу «чашкой» изнутри.
Цель: развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать
Описание: Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние
зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.
26. «Покусаем язычок»
Выдвигай свой язык,
Чтоб лениться не привык.
И от кончика до корня
Я кусаю все проворней.
Цель: добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости).
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык.
Варианты: 1. Покусать кончик языка. 2. Покусать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произношение слогов («та-та-та») помогает ребёнку выполнять задания.
27.«Кусаем боковые края языка»
«Горкой» выгну язычок,
Левый, правый, оба сразу
Я жую как по заказу.
Цель: преодолевать спастичность (напряженность) языка путем самомассажа (покусывания боковых краев языка), способствовать прилеганию краев языка к нижним боковым зубам.
Описание: Улыбнуться, спеть: «и-и-и» (язык расширится) – и, не меняя
положения языка, покусать его края боковыми зубами 10 – 15 раз.
28.«Чистим зубы снаружи»
Зубки верхние снаружи
Нам почистить очень нужно.
Зубки нижние – не хуже,
Тоже чистки просят дружно.
Цель: отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка.
Описание: Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.
29.«Загоним мяч в ворота»
Щек своих не надуваю,
Мяч в ворота загоняю.
Цель: научиться выпускать длительную направленную воздушную струю.
Описание: Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик
(лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.
Варианты: можно предложить ребёнку на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки), направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это
очень нравится детям.
Поперек улыбки лег –
Цель: вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край
языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
31.«Дуем на лопаточку»
Дую, дую на «лопатку»,
Чтоб была широкой, гладкой.
Цель: вырабатывать умение дуть по середине широкого языка, спокойно
лежащего на нижней губе.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на
нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка.
Улыбаюсь, рот открыт –
Там язык лежит, свернувшись.
В зубы нижние уткнувшись,
Горку нам изобразит.
Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
33.«Ветерок дует с горки»
С горки дует ветерок,
И несет он холодок.
Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих. Укреплять мышцы языка. Научиться дуть по середине языка плавно и длительно.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.
34.«Мостик построим – мостик разрушим»
Ставлю я язык «дугой»
И кладу – даю покой.
Цель: научиться попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка.
Описание: Улыбнуться, установить кончик языка за нижние зубы, напрячь язык, чтобы он принял положение мостика или горки («Мостик построим»). Удержать язык в расслабленном и напряжённом состоянии по 3-5 секунд.
35.«Чистим нижние зубы»
(с внутренней стороны)
Ходит «горка» влево – вправо,
Чистит зубки очень браво.
Цель: научиться удерживать кончик языка за нижними зубами. Укреплять кончик языка, развивать подвижность языка.
Описание: Улыбнуться показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны.
Широко раскрою рот,
«Горку» выведу вперед.
Цель: развивать подвижность языка и укреплять его мускулатуру.
Описание: Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать в глубь рта. Упражнение
повторить 8-10 раз в спокойном темпе.
Вот опять язык свернулся,
В зубы нижние уткнулся.
Двину чуть его вперед,
Цель: научить ребенка распластывать язык в положении, нужном для свистящих звуков.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы (как в упражнении «Горка»), потом выдвинуть его чуть вперёд и покусывать свёрнутый язык 10-15 раз.
Присосу язык на нёбо,
А теперь смотрите в оба:
Ходит челюсть вверх и вниз –
Цель: развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать
Описание: Улыбнуться, открыть рот (видны верхние и нижние зуб) и широким язычком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.
Язык – как кисточка моя,
Цель: укреплять мышцы языка и развивать его подвижность.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперёд-назад.
За зубами в бугорок
Бьёт широкий язычок.
Цель: отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука «р». Укреплять мышцы языка (особенно кончика языка).
Описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «д-д-д». Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка). Темп убыстряется постепенно.
Варианты: 1. Стучим кончиком языка за верхними зубами, произнося: «дын-дын-дын» («звоночек»).
Рот широко открываю,
К нёбу язык прижимаю.
Прыгает вниз язычок.
И раздается щелчок.
Цель: отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка
Будто щелкну я вот-вот.
Присосу язык на нёбо,
Челюсть вниз – и вся учеба.
Цель: отрабатывать умение удерживать язык наверху в положении, необходимом для звука «р». Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.
Губы вместе я сведу,
Через губы буду дуть.
И скажу лошадке: «Тпру!».
Цель: отрабатывать вибрацию губ и языка, подготавливать артикуляционные органы к произношению «р». Развивать силу выдоха.
Описание: Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы
вибрируют и слышен характерный звук «тпру-у-у».
Варианты: положить между губ широкий край языка и подуть. Край языка
будет вибрировать вместе с губами («едем на мотоцикле»).
Улыбаюсь, рот открыт:
«Парус» там уже стоит.
Прислоню язык, смотрю,
К зубкам верхним изнутри.
Цель: удерживать язык за верхними зубами. Укреплять мышцы языка.
Описание: Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд.
Улыбаюсь: вот шутник –
Узким – узким стал язык.
Меж зубами, как сучок,
Вылез длинный язычок.
Цель: научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении.
Описание: Открыть рот, язык высунуть как можно чаще, напрячь его, сделать
узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Влево-вправо кончик ходит,
Будто места не находит.
Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз.
Узок, тонок, как сучок.
Как же он не устает?
Цель: развивать подвижность языка, переменно выдвигая и убирая узкий язык.
Описание: Открыть рот и производить узким языком движения вперёд-назад
Широко открыт мой рот,
Язычок – назад – вперед.
Лижет «чашечкой» губу
И «болбочет» на бегу.
Цель: отрабатывать подъем языка и подвижность кончика языка.
Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп движения постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не послышится «бл-бл» (так «болбочет» индюк).
Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность. Развивать гибкость и подвижность кончика языка.
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык
за нижние зубы (с внутренней стороны), удерживать в таком положении 3-5
секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Так, поочерёдно, менять положение языка 4-6 раз.
Вывожу язык вперед,
«Ы» тяну – и к нам идет
Цель: отрабатывать положение языка, необходимое для постановки «л»
( особенно при напряженности языка и замене твердого «л» на мягкий «ль»).
Описание: Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА В КАРТИНКАХ.
Картотека артикуляционной гимнастики для 2 младшей группы.
Комплекс упражнений по артикуляционной гимнастике.
Данная картотека артикуляционной гимнастики предназначена для логопедов и воспитателей в работе с детьми.
картотека артикуляционная гимнастика.
Данная картотека дает возможность детям самостоятельно выполнять знакомую гимнастику.
Источник